Главная » Статьи » PVP

РЭБ в EVE, что это такое?

РЭБ-радиоэлектронная борьба из раздела Electronic Warfare

Обзор возможностей ведения радиоэлектронной борьбы против кораблей противника. Как увеличить вероятность джамма,  и какие корабли для этого целесообразнее использовать. Навыки, модули и т.д….


 РЭБ.

РЭБ (ECM) – радиоэлектронная борьба, в  еве представлена такими модулями как Jammer. Джаммера – это РЭБ (ECM) – радиоэлектронная борьба в eveустройства из раздела Electronic Warfare блокирующие возможности корабля по захвату цели. Очень эффективное средство в пвп.
 Как-то так сложилось, что из всех систем электронного противодействия, РЭБ принято называть именно джаммеры. Вот о них мы сейчас и поговорим.
Остальные системы электронного противодействияTracking Disruptors, Warp Jammers, Remote Sensor Dampeners и т.д. подробнее рассмотрены в другой статье.
Джаммера находятся в разделе рынка: Ship Equipment/Electronic Warfare/Electronic Counter Measures.

Принцип работы джаммера.
У модуля Jammerимеется некоторая вероятность заджамить цель. Если модуль срабатывает успешно – вражеский корабль теряет уже залоченную цель  и не может никого взять в прицел до окончания цикла джаммера. Флот противника как бы теряет один корабль еще до его уничтожения.

А если нейтрализуешь несколько кораблей?...Даа…. Поэтому на корабль с джаммерами будут обращать первоочередное внимание. На вас будут ругаться во вражеском Тимспике:  "я ничего не мог сделать, этот гад продержал меня в джаме весь бой". За вами будут охотиться, и называть вас одной из первых целей.
 Но! Зато у вас есть все шансы перевесить чашу весов в бою в пользу своего ганга, не сделав ни одного выстрела, а возможно и спасти кому-то жизнь

Краткое содержание статьи:
  1. Навыки
  2. Корабли для РЭБ
  3. Модули РЭБ
  4. Усилители джамма (модули, риги, имплантанты)
  5. Расчет вероятности джамма
  6. Правила резервирования джамеров
  7. Работа по целям
  8. Танковка - защита корабля РЭБ
  9. Вооружение
  10. Что такое ECM Bursts
  11. Защита от джама - модули и навыки

 1. Навыки

 РЭБ очень сильно зависит от уровня изученных навыков, поскольку только от силы вашего джаммера навыки для систем рэб в евезависит, сработает джаммер или нет.
Первоначально, основные навыки нужно качать до четвертого уровня минимум. Этим вы добьетесь того что появиться положительный результат. Потом, в дальнейшем, если карьера РЭБ специалиста вас заинтересует, вы докачаете эти навыки в пять.

Основные навыки:
Electronic Warfare - -5% использования капы модулями РЭБ за уровень.
Signal Dispersion - +5% к силе ЕСМ за уровень.
Frequency Modulation - +10% к фалофу ЕСМ за уровень.
Long Distance Jamming - +10% к оптималу ЕСМ за уровень.
Caldari Frigate(Electronic Attack Ships), Caldari Cruiser, Recon Ships, Tengu Offensive - Rifling Launcher Pattern,Caldari Battleship, Black Ops - изучаете один или два из этих навыков, в зависимости от используемого вами корабля.
РЭБ корабли представлены в еве калдарской веткой и  дают очень большие бонусы на силу джама за уровень корабля

Дополнительные навыки:
В списке дополнительных навыков представлены только те, которые непосредственно помогут в работе с джаммерами.
Навыки для улучшения возможностей по захвату цели:
Long Range Targeting - улучшаем дальность лока.
Signature Analysis - улучшаем скорость лока.
Targeting (а в последствии и специализация этого скилла - Multitasking) - лочим больше целей.

Навык для ригов
Electronic Supriority Rigging - если собираетесь использовать риги, не забывайте прокачать навык до 3 уровня как минимум.
Дает возможность использовать риги для электроники, и снимает их побочные действия.

Навыки, улучшающие мобильность корабля.
Evasive Maneuvering - улучшаем маневренность корабля. При удачном стечение обстоятельств этот навык позволит вам живым быстро уйти в варп и вернуться чтобы опять портить жизнь врагу.
Spaceship Command -  повышает маневренность корабля.
High Speed Maneuvering - Без МВД никак. Учим этот навык, и заодно уменьшаем потребление капы модулем. Заодно можно выучить Acceleration Control, что даст вам большую скорость на МВД.
Warp Drive Operation - (очень критичный навык!) уменьшаем потребление капы необходимой для варпа. Скилл даст вам возможность не отставать от ганга на долгих варп прыжках.

Навыки, уменьшающие проблемы с нехваткой капситора:
Energy Management - увеличиваем капу на +5% за уровень.
Energy Systems Operation - увеличиваем реген капы.
Итак, мы перечислили самые важные навыки.

2. Корабли для РЭБ.
Griffin (tech.1)
джамящие фрегаты в евеБонус за владение навыком Caldari Frigate, на каждый уровень навыка:
повышение эффективности модулей РЭБ (ECM Target Jammer) на 15%
снижение потребления заряда накопителя модулей РЭБ (ECM Target Jammer) на 10%


Kitsune
(tech.2)
фрегаты рэбБонус за владение навыком Caldari Frigate: увеличение выходной мощности модулей РЭБ (ECM Target Jammer) — 20% на уровень навыка, cокращение потребления энергии конденсатора (Capacitor) модулями РЭБ — 12.5% на уровень навыка
Бонус за владение навыком Electronic Attack Ships: увеличение оптимальной дальности действия модулей РЭБ — 10% на уровень навыка, увеличение емкости конденсатора — 5% на уровень навыка

Blackbird (tech.1)
крейссер для джама рэбБонус за владение навыком Caldari Cruiser, на каждый уровень навыка:
увеличение мощности модулей РЭБ (ECM Target Jammer) на 15%
увеличение оптимальной и эффективной дальности действия модулей РЭБ (ECM Target Jammer) на 12.5%


Falcon (tech.2)
фалькон как корабль для джамма рэбБонус за владение навыком Caldari Cruiser:
уменьшение потребления энергии модулями РЭБ (ECM Target Jammer) — 10% на уровень навыка.
Бонус за владение навыком Recon Ships:
увеличение эффективности действия модулей РЭБ (ECM Target Jammer) — 30% на уровень навыка

Rook (tech.2)
роок и джамераЗа каждый освоенный уровень навыка Caldari Cruiser:
уменьшение потребления энергии модулями РЭБ (ECM Target Jammer) — 10% на уровень навыка
За каждый освоенный уровень навыка Recon Ships: увеличение выходной мощности модулей РЭБ — 30% на уровень навыка

Scorpion (tech.1)
скорпион для рэбЗа каждый освоенный уровень навыка Caldari Battleship:
Увеличение мощности модулей РЭБ (ECM Target Jammer) — на 15%
Увеличение оптимальной и максимальной дальности действия модулей РЭБ — на 25%
Увеличение радиуса действия импульсных систем РЭБ (ECM Bursts) — на 25%

Widow (tech.2)
видов для рэбБонус за владение навыком Black Ops:
увеличение мощности модулей РЭБ (ECM Target Jammer) — 30% на уровень навыка



Tengu (tech.3)
тенгу для рэбС установленной подсистемой Tengu Offensive - Rifling Launcher Pattern - увеличение мощности модулей РЭБ (ECM Target Jammer) на 10% за каждый освоенный уровень навыка




Т1 корабли имеют меньшую силу джама, но и не настолько требовательны к количеству навыков, как их Т2 вариации.
Kitsune и Blackbird – хороший выбор для того, чтобы понять - стоит ли продолжать изучение РЭБ, или лучше перейти на  другую специализацию.
Не забывайте, что основной навык на эти корабли необходимо качать не меньше чем на четвертый уровень - иначе разочарование в РЭБ будет быстрым и болезненным.

3. Модули РЭБ

Основными модулями для фита РЭБ кораблей являются собственно Jammer
Их можно разделить на расовые и мультиспектральные.
Расовые хорошо джамят только корабли профильной расы, и практически не имеют шансы заджамить корабль другой национальности
Мультиспектральные джамят все но не так далеко и совсем не так сильно. При этом еще потребляют раза в два больше капы за активацию.
В идеале ставить Т1 модули с расовой силой 3.6, так как они потребляют меньше капы чем их Т2 вариации, имеющие такую же силу.
Джаммера ставятся в медиум слот, требуют 1 единицу powergrid и 32-55+ единиц CPU, активируются 1 раз в 20 секунд, съедая 38-79+ единиц капы (capacitor).
Каждый корабль имеет силу сенсоров: Sensor Strength. Она колеблется от 4-8 у фрегатов до 23-32 у батлшипов и реконов (40+ у кепиталшипов). Силу сенсоров корабля можно увеличить как с помощью модулей, так и изучением навыков, данный вопрос рассмотрен в конце статьи.

Сенсоры бывают четырех типов:
Gravimetric (Caldari)
Ladar (Minmatar)
Magnitometric (Gallente)
Radar (Amaar).

Существует 5 видов джаммеров: 4 расовых и 1 мультиспектральный.
Рассовые джамера имеют максимальную силу сигнал на соотв. расе сенсор. Мощность сигнала по другим сенсорам то же есть, но она незначительна.  Мультиспектральные джаммеры имеют равную силу по всем видам сенсоров.
Шанс срабатывания джамера % = сила сигнала джаммера / сила сенсоров цели*100

Базовые параметры джаммеров (Jammers):

Джаммера поддаются перегреву. Бонус к силе ECM при перегреве 20%
Продолжительность цикла 20сек.
Powergrid = 1 МВт.
Рарные и фракционные джаммера не рассматриваем. Таким образом, лучшие джаммера – это  tech I, мета 4  с уменьшенным потреблением капы:
гравиметрические джамеры
Gavimetric (Caldari): BZ-5 Neutralizing Spatial Destabilizer ECM. Мах. Сила сигнала по Gravimetric

ладарные джамеры
Ladar (Minmatar): Enfeebling Phase Inversion ECM I. Мах. Сила сигнала по Ladar

магнитометрические джамеры
Magnitometric (Gallente): 'Hypnos' Ion Field ECM I. Мах. Сила сигнала по Magnitometric

радарные джамеры
Radar (Amaar): 'Umbra' I White Noise ECM. Мах. Сила сигнала по Radar

мультиспектральные джамеры
Multispectral:'Hypnos' Multispectral ECM I. Все виды сенсоров.


Как различить джаммера

Выделяем в овервью противника, у вас появляется иконка с изображением вражеского корабля.
Смотрим на фон за кораблем на иконке корабля. Так можно понять какой расы противник, еще до того как начали лочить цель, и выбирать цели в зависимости от свободных джаммеров.
Каждая раса имеет свой неизменный цвет фона кораблей на иконках. Точно также, каждый джаммер имеет свой цвет. Запомнив соответствие цвета джаммера к цвету фона, тем более что они почти соответствуют друг другу, можно очень легко и быстро понять - какой расы корабль перед тобой, и каким джаммером его стоит джамить.
Мультиспектральный джаммер имеет золотистый цвет, а джамит все расы с одинаковой вероятностью.

4. Усилители джамма (модули, риги, имплантанты)

Модуль для повышения силы джамаБез них вашему кораблю будет маловато собственных бонусов.
Ставим усилители на корабль - 1,2, а может даже и 3 - сколько влезет! Чем больше, тем лучше.
Есть на рынке варианты Т1 мета 0- мета4 и Т2. Самый оптимал это мета4 и Т2.

Модуль для повышения силы джама: Signal Distortion Amplifier:
'Hypnos' Signal Distortion Amplifier - увеличение ECM: мощности 10%, оптимальной дальности 10% силы, 29 tf CPU.
Signal Distortion Amplifier II - увеличение ECM: мощности 10%, оптимальной дальности 10%, 30 tf CPU.
Минус: при использовании нескольких модулей этого типа или модулей, изменяющих те же характеристики корабля, их эффективность снижается.

Риги
Усилители джамма (модули, риги, имплантанты)На данный момент имеются вот такие полезные риги:
Particle Dispersion Augmentor I - сила джаммеров: +10%
Particle Dispersion Projector I - оптимал джаммеров +20%
 
Ставим риги как вам кажется лучше. Либо оба рига на силу джама,  либо добавляем и силу и оптимал джаммеров.
 Как и все риги, они имеют побочные действия (drawback) - в данном случае это снижение кол-ва щита. Скилл Electronic Supriority Rigging снижает это пагубное воздействие на 10% за уровень скилла.

Имлантанты.
Zainou 'Gypsy' Electronic Warfare EW-901...906 - 1%...6% сокращение потребления энергии конденсатора для модулей РЭБ - Electronic Counter Measures и импульсных систем - ECM Bursts

5. Расчет вероятности джамма.

Как понять,  какие у нас есть шансы обезвредить противника. Все очень просто. Смотрим информацию о джаммере, уже установленном у вас на корабле (с учетом ваших скиллов), и производим несложные вычисления.

 [Сила джамма]/ [сила сенсоров цели] * 100% = % [успешного джамма]

 К примеру у вас есть Falcon  с силой расового джаммера 14. Есть цель - Tempest (сила ладарных сенсоров 20 ед).
14 / 20 * 100% = 70% вероятности заджамить этот Темпест.
 На досуге полезно посидеть с калькулятором, и посчитать... кого вы можете заджамить наверняка, а кого нет.

Джаммера с прокаченными скилами на перечисленных выше кораблях, оборудованных амплиферами, имеют силу около 10-14 (расовые), а с перегревом еще +20%. Этого достаточно, чтобы держать большинство кораблей в глубоком или перманентном (постоянном) джаме. Корабли с силой сенсоров больше 20ти (реконы, батлы и больше) джаммятся с вероятностью около 50%.

Правило сложения вероятностей.
Вероятность заджамить несколькими джаммерами с первого раза определяется так:

J = 1-(1-F1/FS)*(1-F2/FS)*...*(1-Fn/FS)

где: F1 - сила первого джаммера,
F2 - сила второго джаммера и т.д.,
FS - сила сенсоров цели
если хотя бы один Fi>FS, то вероятность проджамить = 100%

Таким образом, например, если мы имеем 3 джаммера силой 4, 5 и 6, и врага с сенсорами силой 20, то вероятность его проджамить:
J = 1-(1-4/20)*(1-5/20)*(1-6/20) = 1-(0.8)*(0.75)*(0.7) = 1-0.42 = 0.58 = 58%
Другой пример: два расовых джамера по 13, корабль с силой 24.
J = 1-(1-13/24)*(1-13/24) = 1-(1-0.54)*(1-0.54) = 1-0.21 = 0.79 = 79%

6. Правило резервирования джаммеров.

Допустим, у вас четыре джаммера и две цели. В этой ситуации следует действовать таким образом:
  • Активируем один наиболее подходящий для первой цели джаммер на первую цель.
  • Активируем один наиболее подходящий для второй цели джаммер на вторую цель.
  • Если джам прошел, ничего не активируем, ждем.
  • Если джам не прошел на одну из целей, активируем на нее один из резервных джаммеров.
  • Если джам снова не прошел активируем другой резервный джаммер.
  • Если резервный джам прошел, сразу же деактивируем резервный джаммер, оставляя включенным первый.
  • Таким образом с помощью резервных джаммеров загоняем в джам тех, с кого этот джам слетает.
Смысл этого правила в том, чтобы не активировать сразу все джаммеры на одну цель.

7. Работа по целям

Посмотрите сколько целей может лочить ваш корабль. В идеале - у вас должно хватать навыков чтобы залочить максимальное количество врагов. К примеру, у Rook это 10, а у Blackbird 8. Для этого не забываем учить скилл Targeting до 5 уровня, а в последствии и Multutasking.
Также не забываем настроить овервью. Там обяательно должна быть колонка с типами кораблей (кликаете правой кнопкой мыши на слове Overview > Open overview settings > Columns > галочку на Type). Со временем вы запомните принадлежность кораблей к расам, и вам будет проще ориентироваться.
Ну и делаем несколько различных закладок, включающих в себя все корабли, только бш, бш и крупные, только хаки-реконы-комманды и т.д. Не забывайте сохранять настройки.
 Правило резервирования джаммеров.
Лочьте как можно больше целей, и начинаете джамить ориентируясь по цвету джаммеров и фона вражеских кораблей. Если джаммеры нужной расы кончились - попробуйте активировать на цели модуль другой расы. Сила в этом случае вообще смешная, но чем черт не шутит, джам может и сработать. А если врагов совсем много - просто лочьте другие корабли.

В случае если враг всего один - сначала вешаете на него расовый джаммер. Если джам не сработал - второй.. потом третий .. и т.д. В случае одиночной цели, смело пользуйтесь джаммерами не его расы. Джам это как рулетка - а тут количество попыток может решить :)

Сохранение дистанции
 Самое важное для электронщика - быть на расстоянии своего оптимала от боя.
Как узнать какой ваш оптимал? Смотрите дальность вашего лока, а также оптимал джаммеров, и делаете выводы.
 Что вам это даст? Во-первых, даже когда вас заметят, до вас еще нужно долететь. А пока до вас не долетели, и не поймали варп дизраптором, вы всегда можете отварпать. Если вы видите по овервью что вас заметили (достаточное количество кораблей, чтобы заставить вас нервничать начали вас лочить и агрить) - делаете реварп.

 Реварп - это когда отварпываешь, с намерением вернуться в бой :) Так вот, чтобы было куда возвращаться, позаботьтесь заранее о буке на которую вернетесь. А если, еще до боя, у вас было время - не поленитесь, сделайте побольше бук на вашем оптимале в местах предполагаемых боев (станции, ворота и пр.).
 Ну и не забывайте постоянно быть в разгоне на предполагаемую точку отварпа. Чтобы уход в варп был максимально быстрым.

Если вам придется пропрыгивать в ворота, за которыми стоят враги, то после пропрыга как можно дольше не расклоачивайтесь. Дайте завязаться бою. Когда все будут уже достаточно заняты друг другом - на мвд отлетаете километров на 30-40 в сторону, делаете буку (на которую потом вернетесь), и делаете реварп через ближайший обьект. На буку! на 70-100км! не на сами ворота. Потому что при варпе на ворота, если там стоит дикторская проба - вас затянет опять в гущу боя. Прыгая на буку, находящуюся чуть в стороне, скорее всего в пробу при реварпе не попадете. Когда прилетели - делаете новую буку, и сразу в разгон. И впоследствии будете возвращаться уже на нее.

 Если вас заметили, и полетевший к вам интерцептор все-таки долетел...
 Не забывайте, что мелкие корабли, которые могут до вас успеть долететь, имеют очень слабые сенсоры, и поэтому джамятся на ура. Другое дело что для того чтобы сбить лок того, кто до вас долетел, вам нужен свободный джаммер. Цикл работы джаммера 20 секунд, и даже если модуль не сработал, он освободится не сразу. Чтобы заранее видеть тех, кто к вам летит - удалите камеру от корабля, и вы сможете понять что кто-то к вам подлетает даже если в вашем овервью этот тип кораблей не отображается.

Главные моменты:

  • Старайтесь держаться на дистанции оптимала от врагов.
  • Позаботьтесь о наличии бук у ключевых обьектов. Если их еще нет - делайте буки по ходу боя.
  • Во время боя стойте в разгоне в сторону реварпа.
  • Без МВД жизнь тяжела и может быстро кончиться.

8. Танковка - защита корабля рэб

Танковка - защита корабля рэб Чтобы стать более живучим и не умереть от одного грозного взгляда вражеского крейсера, стоит немного затанковаться.
 Тут по-вкусу. Либо жертвуете мед слотами для Large Shield Extender II, либо лоу слотом для 1600mm Reinforced Rolled Tungsten Plates I. Никаких армор-чинилок или шилдбустеров! У вас не так много слотов для такого праздника жизни. Ну разве что на БШ :)
 Также имеется вариант с установкой ригов на размер щита, и шилдэкстендер. (это для реконов), Такой фит вам даст достаточно много жизни. А освободив от танковки лоу слоты, вы получите возможность поставить еще больше усилителей джама. Минусом в данном случае будет уменьшение количества самих джаммеров, и некоторое увеличение сигнатуры корабля.

9. Вооружение

А вот пушки и ракеты на РЭБ корабли можно даже и не ставить. Конечно утрирую, да и четыре круизки со Скорпиона достаточно неприятны, но это не главное. Главное вам заджамить.. .а там разберутся. Можно поставить что нибудь для защиты от интеров  и дронов.

10. Что такое ECM Bursts

Что такое ECM BurstsECM Burst - это модуль, котрые сбивает с корабля лок всех, кто его залочил и находится в радиусе действия бурста.
Бурст это не джаммер, он только сбивает лок. Враг может сразу после бурста повторно лочить ваш корабль.
Бонусы от навыков на джам, модулей (амплиферов) и корабля распространяются на бурст.
Устанавливается модуль в разъем средней мощности.
Базовый радиус бурста 5-6км + 5-6км фалофа
Базовая сила бурста 6-7.2, что в 2 раза сильнее джаммеров, действует на все расовые сенсоры.
Бурс требует очень много капы (192-288) за активацию (раз в 30 сек).
На джам-кораблях бурсты имеют большой радиус и силу, это позволяет сбить лок и снять с себя почти любой накинутый дисруптор (сетку).
Используется бурст следующм образом: корабль становится в разгон на объект, кидается бурс и сразу нажимается отварп. В большинстве случаев срабатывает и спасает.
Другой вариант использования – варпаем в гущу врагов включаем модуль, наш корабль превращается в врек, но мы спасаем часть кораблей флота

11. Защита от джама - модули и навыки.

Защита от джама - модули и навыки.Для защиты от джаммеров существуют специальные модули - Electronic Counter-Counter Measures (ECCM) и Sensor Backup Arrays.
Активные (ECCM) ставятся в медиум слот и потребляют капу, пассивные (Sensor Backup Arrays) - в лоу слот и не потребляют капу.
Активные ECCM дают бонус от 80% до 96% к силе сенсоров, потребляют от 8 до 12 капы за 10-12сек, требуют 14-24 CPU tf, перегреваются на +30% к силе бонуса.
Пассивные Sensor Backup Arrays дают бонус от 40% до 48% к силе сенсоров, не потребляют капы, требуют 11-18 CPU tf.
Сенсоры бывают расовые и мультиспектральные, различия в силе нет, только в цене и в потреблении капы. Лучше ставить модуль своей расы (корабля, не чара), ест меньше капы.

Projected ECCMProjected ECCM - проекционные системы ПРЭБ способны значительно усилить мощность сенсоров союзного корабля, что позволяет нейтрализовать эффект вражеских систем РЭБ. Модуль ECCM Projector II усиливает любые сенсоры союзного корабля на 120%. Устанавливается в средний слот.
 
И навыки на усиление сенсоров корабля
Gravimetric Sensor Compensation -  повышает мощность гравиметрических сенсоров на 4% на каждый уровень навыка.
Ladar Sensor Compensation -  повышает мощность ладарных сенсоров на 4% на каждый уровень навыка.
Magnetometric Sensor Compensation -  повышает мощность магнитометрических сенсоров на 4% на каждый уровень навыка.
Radar Sensor Compensation - повышает мощность радарных сенсоров на 4% на каждый уровень навыка.

Категория: PVP | Добавил: SoldierZD (17.03.2013)
Просмотров: 22132 | Теги: джаммеры, ПВП, РЭБ | Рейтинг: 5.0/3


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика